Страховые споры

Несмотря на очевидный прогресс в системе страховой защиты РФ, споры на почве нарушений в страховой деятельности и порядке компенсации – часто рассматриваемая в юриспруденции проблема. Страховая деятельность заключается в обеспечении имущественных интересов физических и юридических лиц и выплате денежной компенсации в случае возникновения чрезвычайных случаев. Сумма выплат формируется из фонда страховых премий – вкладов страхователей.

Какие документы регулируют страховую деятельность

Страхование регламентируется ГК РФ, Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» и документами о специальных видах страхования: «Об обязательном медицинском страховании в РФ», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО) и т.д.

Что такое страховые споры

Страховые споры связаны с недобросовестной, неправомерной деятельностью страховых агентов и нарушением законодательства в данной сфере. Страховой спор – это конфликт, в который вовлечены страхователь и страховая компания. Предметом спора выступает ненадлежащее исполнение или прямое игнорирование договоренности.

Причины возникновения страховых споров

В большинстве рассматриваемых случаев спор спровоцирован страховщиком, который:

  • необоснованно отказал в выплате денежной компенсации;
  • значительно уменьшил размер причитающихся страховых выплат;
  • намеренно задерживал и продолжает задерживать возврат средств страхователю.

Для адекватного урегулирования конфликта и взыскания материального ущерба страхователь вынужден обращаться в суд.

Как регулируются страховые споры

Для восстановления нарушенных прав страхователя существует несколько методов.

  • Обращение в правоохранительные органы. Действующее законодательство всячески препятствует вынесению страховых дел в категорию уголовных правоотношений, поэтому при подаче заявления в полицию высок риск отказа.
  • Досудебное урегулирование конфликта. Письменная претензия (п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО) направляется по адресу компании-страховщика. В ней указано наименование компании-адресата, имя пострадавшего страхователя, номер страхового договора и дата его подписания, заверенная копия страхового полиса, суть претензии и требования к страховщику, а также рекомендуемый срок получения сатисфакции. Письмо оформляется в 2 экземплярах.
  • Судебный иск. Этот метод при всей его категоричности позволяет не только разрешить конфликт, но и взыскать с нарушителя денежную компенсацию – неустойку (ст. 394 ГК РФ) или возмещение судебных издержек (гл. 7 ГПК РФ, гл. 9 АПК РФ).

Порядок подачи судебного иска

Если срок исковой давности не превышен (ст. 966 ГК РФ), страхователь может подать иск в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Срок исчисляется с момента уведомления потерпевшего о нарушении, будь то отказ от выплат или информация о выплате неполной суммы.

  1. Грамотный процесс начинается с определения системы судов, в которые обращаться. Если страхователь – среднестатистический гражданин без оформления ИП, то ему надлежит обратиться в суд общей юрисдикции. В случае, если истец является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его заявление будет рассмотрено арбитражным судом. Это касается и осуществления хозяйственной деятельности истца и ответчика: если один из оппонентов осуществляет предпринимательскую деятельность, спор регулирует арбитражный суд.
  2. Выбор конкретного суда (районного или мирового судьи) зависит от суммы компенсации. Арбитражный суд рассматривает конфликт в первой инстанции по месту нахождения ответчика. Значение имеет и наличие филиала. Истец имеет право направить иск по месту нахождения конкретного отделения организации (п. 5 ст. 36 АПК РФ; п. 2 ст. 29 ГПК РФ). Пожелание истца имеет приоритет: он имеет право обращаться в суд по своему месту жительства, по месту пребывания и подписания договора.
  3. Содержание заявления в суд:
  • наименование суда;
  • контакты сторон;
  • обоснование нарушения;
  • требования к ответчику и доказательства нарушения им условий выплат;
  • цена иска;
  • указание на соблюденный порядок досудебных действий со стороны истца;
  • перечень документов, прилагаемых к письму (договор, акт приема документов страховщиком, письменный отказ от выплат со стороны страховой компании, фискальные документы и другое).

Заявление подается написанным от руки с подписью истца или его посредника (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ).

Бесплатная юридическая консультация по телефону!

Если у Вас возникла ситуация, в которых требуется квалифицированная помощь специалистов, досконально владеющим законодательством - позвоните по одному из указанных номеров. Лучшие юристы ежедневно приходят на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.

Москва и МО:
+7 (495) 980-97-90 доб. 588