Когда человек отсутствует долгое время, возникает закономерный вопрос о том, чтобы признать его без вести пропавшим или даже умершим. Такие ситуации сложны не столько с аспекта человечности, сколько с юридической стороны. В статье мы разберемся, как происходит признание граждан РФ умершими и почему важно соблюдать процедуру признания их таковыми.
Гражданский кодекс диктует определенный порядок объявления людей умершими (ст. 45). Чем дольше о человеке нет никаких сведений, тем выше вероятность, что его признают умершим. Это объясняется тем, что человек, который находится в здравии, вероятно, сообщит о себе (разумеется, когда он не скрывается от закона).
Важным становится не только срок отсутствия информации о местонахождении гражданина, но и ситуация, при которой он исчез. Если человек не появляется на месте постоянного жительства более пяти лет, то по суду он может быть признан мертвым.
Есть основания полагать, что россиянина нет в живых, уже спустя полгода после последних вестей о нем, если:
Когда военный или гражданский пропадает без вести в горячих точках, то суд, в связи с ходатайством заинтересованных людей, может объявить пропавшего погибшим спустя два года после окончания военных действия. Основанием становится письменное обращение данных лиц (например, близких родственников или сослуживцев).
Долгое отсутствие человека по месту последнего проживания провоцирует правовую неопределенность – не ясен статус исчезнувшего и принадлежность его собственности. Для того, чтобы помочь заинтересованным лицам (это могут быть потенциальные наследники, кредиторы, родственники, находящиеся на иждивении и другие), законом установлена процедура признания человека безвестно отсутствующим или умершим. Процедура считается принадлежащей к особому производству, и в ходе нее суду предстоит узнать обстоятельства исчезновения человека, место последнего известного его пребывания, а также установить сроки отсутствия.
Без вести отсутствующим считается гражданин, о котором не было получено никакой информации с 1-го числа месяца, который следует за месяцем последних полученыхн о нем данных. Например, мужчина, отправившийся в командировку, сообщил о себе в начале декабря, после чего не выходит на связь – с 1 января он может уже считаться пропавшим. Если по каким-то причинам выяснить месяц последних сведений невозможно, пропавшим человек считается с 1 января нового года.
Чем с аспекта юриспруденции чревато признание без вести пропавшим?
Орган опеки и попечительства способен назначать управляющего и раньше истечения годового периода.
Порядок признания граждан умершими такой же, как и порядок признания их пропавшими. Лица, заинтересованные в утсановлении четкого статуса, пишут заявление в суд по месту своей прописки.
В бумаге (ходатайстве) они прописывают причины, почему хотят пустить в ход дело, а также приводят обстоятельства, которые вызвали предположения о смерти человека (несчастный случай либо другие причины, которые имеют высокий риск летального исхода).
Если ходатайство касается военного или гражданского, который находился в зоне боевых операций, в заявлении нужно прописать дату завершения военных действий.
Суд принимает заявление и назначает слушание. Он проводит расследование обстоятельств, производит опрос людей, которые могут знать что-то о пропавшем, направляет запросы в организации, которые связаны с последними местами пребывания гражданина. При наличии весомых аргументов и по истечении установленных законом сроков выносится решение.
Суд адресует поручение назначить доверенное лицо территориальному органу опеки и попечительства. Именно управляющий будет распоряжаться имуществом. Ввиду решения суда в ЗАГСе фиксируются сведения о смерти гражданина, которые могут быть отменены новым решением, если, к примеру, будет обнаружено местонахождение живого человека. Запись в таком случае аннулируется.
Короткий промежуток в 6 месяцев обычно используется, если человек, который пропал, находился на территории природного катаклизма, стихийного бедствия и в других чрезвычайных условиях. Также иной порядок предполагается, если пропавший служил на территории военных операций, и его исчезновение могло быть обусловлено этим. Процедура начинается в таком случае с момента окончания действий, а не с момента получения последней информации от гражданина.
Это объясняется тем, что возвращение с территорий военных действий может занимать существенное время, как и процедуры установления факта гибели.
Устанавливать официальное число и месяц смерти нужно для некоторых правовых действий:
Последствием признания человека погибшим является назначение лица, который уполномочен контролировать и управлять его имуществом. Доверенное лицо назначается органом опеки согласно решению суда. По заключенному контракту, управляющий вправе осуществлять действия и сделки в интересах пропавшего безвестно лица.
Согласно ст. 45 ГК РФ (ч. 3), используется два метода установления даты смерти человека, которого суд посчитал умершим.
Если гражданин, которого признали безвестно пропавшим и/или умершим, будет обнаружен или явится сам, решение суда признать его мертвым будет отменено на основании нового решения. Это станет поводом для отмены всех действий по управлению имуществом и для отмены записи о смерти в ЗАГСе.
Если у Вас возникла ситуация, в которых требуется квалифицированная помощь специалистов, досконально владеющим законодательством - позвоните по одному из указанных номеров. Лучшие юристы ежедневно приходят на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.
Москва и МО:
+7 (495) 980-97-90 доб. 588