10 прав потребителя, которыми можно и нужно пользоваться

Вам не понравится, если стоимость на кассе окажется большей, чем было указано на ценнике, кассир начнет грубить и ссылаться на обновление товарной базы, а очередь из десятка соотечественников – роптать позади, потому что вы всех задерживаете. Бывает и так, что бытовой прибор вышел из строя в самый ответственный момент, или вы обнаружили переклеенную этикетку со сроком годности. В таких ситуациях нелишним будет знать права потребителя в РФ – и беззастенчиво ими пользоваться. Предлагаем вам 10 железных прав, которые есть у каждого покупателя.

  1. Оплачивать по ценнику (п. 2 ст. 10 ЗоЗПП)

Этикетка с ценой – это часть оферты, договора, который вы заключаете с магазином. Если в чеке вам пробили иную стоимость или на кассе невозмутимо сообщили другую цену (как правило, выше ожидаемой), вы можете требовать возврат разницы. Если продавец попался невежливый или несговорчивый, то намекните о штрафе для торговой точки – 10 000 руб. Магазину проще вернуть вам разницу, чем состязаться в юридической грамотности – закон все равно на вашей стороне.

  1. Не оплачивать навязанные услуги (п. 2 ст. 16 ЗоЗПП)

Не верьте, если вам говорят, что товар невозможно купить без чего-то еще или без дополнительной платной услуги – ваши права пытаются нарушить. Требуйте продать вам только то, что вы хотите, в противном случае обращайтесь в Роспотребнадзор с жалобой и требуйте вернуть всю стоимость назад.

Не оплачивать навязанные услуги
Не оплачивать навязанные услуги
  1. Приобретать качественные и безопасные товары (ст. 7 ЗоЗПП)

За качество продукции отвечает производитель и/или продавец. Если вам что-то продали, то ответственны перед вами за качество товара: если он вам навредит или испортит ваше имущество, то вы вправе писать претензию и требовать компенсацию. Иногда – возмещение морального вреда через суд.

  1. Получать достоверную информацию о товаре (ст. 10 ЗоЗПП)

До момента оплаты товара вы имеет право узнавать о нем все и даже больше: сколько стоит, в какие сроки будет доставлен, каков гарантийный срок, из чего сделан или состоит, кто продавец и поставщик. Если выявятся противоречивые данные, то это веский повод для возврата средств.

  1. Получать купленные товары и услуги своевременно (ст. 23.1 ЗоЗПП)

Если у вас требуют предоплату, проследите, чтобы вам сказали срок, в который будет доставлен товар. Даты и количество дней прописываются в письменном договоре или в ответе на заказ. В случае нарушения сроков доставки вы можете отказаться от договора и потребовать возращения денег назад в полном объеме.

Получать купленные товары и услуги своевременно
Получать купленные товары и услуги своевременно
  1. Обменять не подошедший товар (ст. 25 ЗоЗПП)

Существует специальный период, в который вы можете вернуть купленное назад продавцу – так называемый период охлаждения длиной в 14 дней (для Интернет-магазинов срок сокращается, и условие несколько иные). Вам нужно указать в письме одну из причин по закону: не подошло по цвету, форме, размеру. Продавший вам человек должен будет рассмотреть обращение и предложить взамен аналогичную вещь (вернуть назад сумму покупки или найти аналог другой товарной марки с пересчетом цены).

  1. Вернуть назад покупку в Интернете (ст. 26.1 ЗоЗПП)

В случае дистанционной покупки не может быть не подлежащих возврату товаров (продовольственные – не в счет). Неважно, купили ли вы кружевное боди, телефон или сервиз, вы вправе в течение недели сдать их назад и забрать деньги. Однако, скорее всего, траты на доставку продавцу лягут именно на вас. Иногда они могут превысить стоимость заказа.

  1. Отказаться от договора и компенсировать расходы (ст. 32 ЗоЗПП)

Возможно, вы заказали диван, а он не прошел в проем или не понравился супруге по цвету. Может, вы приобрели путевку, а отпуск сорвался в последний момент, или вы заболели и не можете ехать. В таком случае вы имеете право оформить отказ от договора и будете должны возместить расходы продавцу или исполнителю. К слову, вы можете даже отказаться от потребительского кредита или вернуть назад страховку.

  1. Требовать возмещение морального вреда и убытков (ст. 13-15 ЗоЗПП)

Помимо причиненного морального вреда бывает также материальный – к примеру, вам не вернули сумму вовремя или из-за плохого лечения в учреждении пришлось приобретать дорогостоящие препараты. За такие инциденты можно требовать компенсацию, написав претензию или обратившись в суд.

Требовать возмещение морального вреда и убытков
Требовать возмещение морального вреда и убытков
  1. Отправлять претензии и подавать иск (ст. 45 Конституции, ст. 17 ЗоЗПП)

Сначала вы, как недовольный потребитель, пишете заявление, в котором требуете вернуть деньги, снизить ценник или заменить покупку. Следующая ступень влияния на нечестного продавца – претензия ему и обращение с жалобой в Роспотребнадзор. Не помогло и это? Ваше право – идти в суд и там требовать справедливости.

Бесплатная юридическая консультация по телефону!

Если у Вас возникла ситуация, в которых требуется квалифицированная помощь специалистов, досконально владеющим законодательством - позвоните по одному из указанных номеров. Лучшие юристы ежедневно приходят на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.

Москва и МО:
+7 (499) 577-00-25 доб.201